новостиmp3статьиразноефотогалереяфорум

НА ПОЗИТИВНОЙ ВОЛНЕ

Вы когда-нибудь пробовали сплести ноги «восьмеркой» и распутать этот узел в то время как вес вашего тела держится на одной вытянутой руке? Или исполнить «фуэтэ» стоя на голове? Участники I Межрегионального фестиваля по брейк-дансу «ThreeStyle Battle – 2007», проходившего в Павлодаре, делают эти акробатические па за считанные секунды. Но за этой легкостью – дни, месяцы, годы упорных тренировок.
Представьте себе картину: встречаются на узкой улочке Южного Бронкса (самый криминальный негритянский район в Нью-Йорке) две молодежные банды и, вместо того, чтобы тут же «мочить» друг друга велосипедными цепями и бейсбольными битами, бросают на асфальт кусок картона, врубают на полную мощность переносной магнитофон… и начинают выяснять отношения посредством «битвы» в танце.

Именно в таком проявлении в 70-х годах прошлого века брейк-данс вошел в массы. В конце июля нечто подобное можно было наблюдать на сцене Городского дворца культуры. Впервые в нашем городе при содействии отдела культуры и развития языков и творческого центра «Инициатива» собрались более полусотни би-боев из Караганды, Астаны, Уральска, Костаная, Кокшетау, Сарани, Рудного и Усть-Каменогорска, чтобы на языке брейк-данса выявить сильнейшую команду, а также лучших в индивидуальном первенстве и шоу-программе. Причем в составе многих коллективов наряду с уже опытными танцорами выступали еще совсем юные, начинающие.
- Я занимаюсь почти два года, – рассказывает самый молодой участник фестиваля, 12-летний Темирлан из уральской команды «Master Dance». – Можно считать, что меня привела мама.
-Какие элементы уже умеешь делать?
-Могу на голове крутиться, «свечку» – это когда на руке крутишься.
- Не страшно?
- Нет. Мне нравится, я хочу и буду дальше заниматься.
- А что нужно, чтобы научиться?
- Желание. Если есть желание, тогда все получится.
- До этого уже участвовал в подобных соревнованиях?
- Да, в этом году мы выезжали в Оренбург, в прошлом году были в Шымкенте.
- Какие успехи?
- Успехи были неплохие. Занимали призовые места.
- А здесь на что рассчитываете?
- Не знаю. Но пока все дается легко.
Однако кажущаяся легкость довела западно-казахстанцев только до финального этапа, победу в котором оформила сборная Караганды и Астаны со скромным названием «Simple System». В финальной схватке «симплеры» одолели хозяев площадки – «Jam Force Crew». А выступление «Master Dance», по мнению публики, определявшей лучшую шоу-программу, стало самым зрелищным.
Чуть меньше зрительских симпатий завоевала кокшетауская команда «Веселые ребята». И пусть вас не смущает название, но именно в ее составе на сцену вышли единственные на фестивале девушки, причем их было сразу четыре.
- Нас обеих привели подруги, – чуть ли не в один голос говорят Римма и Акмарал. – Тренер заметил, сказал, что у нас есть талант, и вот – уже 4 года занимаемся.
- Парни не обижают?
- Нет. Мы сами можем их обидеть (смеются). А вообще мы с ними дружим, они для нас как братья.
- Есть какие-то элементы, которые вы не можете выполнить?
- Да, конечно, бывает такое. Но мы стараемся.
- Что для вас в брейке самое сложное?
- Мы делаем то, что у нас получается. Сложные элементы, конечно, тоже пробуем – стараемся совершенствоваться.
- Нет желания отделиться и создать чисто женскую команду?
- У нас была женская команда, но она распалась и мы решили объединиться с мальчиками.
- Вы выступаете только в шоу-программе. Почему?
- Просто не было женских команд, с которыми можно было баттловаться. А индивидуально мы пока не готовы выступать наравне с мальчишками. Потренируемся еще годик, приедем и порвем всех!
А пока, в отсутствие грозных «flygirls» из Кокшетау лидерство в индивидуальных соревнованиях захватили павлодарцы. В квартет полуфиналистов в нижнем брейке, основанном на силовых акробатических элементах, вошли сразу двое представителей нашего города Антон Богунов и Жангир Айтжанов. Последний в итоге и был признан лучшим би-боем.
- Здесь уже образовалась своя тусовка, и каждый знает, кто на что способен, – оценивает ситуацию перед полуфиналом Антон. – Мне даже в соперники попались мои ученики. Но я, честное слово, не ожидаю ничего и танцую просто для себя, хотя, конечно, целью является первое место. Такие фестивали проводятся для того, чтобы каждый повышал свой уровень: сидя дома это не получится. А вообще брейк-данс – это не спорт. Его суть в том, что нужно все элементы, в том числе и силовые, делать под музыку. И делать так, чтобы это было красиво и нравилось людям.
- При этом музыка звучит незнакомая.
- Да. Я стараюсь не сочинять какие-то заготовки, а полностью импровизировать – так намного интереснее.
- Но в то же время каждый элемент имеет свое значение.
- Самое первое – это выход, «uprock». Мы как бы говорим: «Вот он я, принимай меня». Дальше могут быть элементы, отображающие драку. Почему это называется баттлом, то есть битвой? В свое время американцы заменили кулачные бои на танцорские, и это дошло до нас. Теперь не надо драться на улице – можно выяснить отношения и выбросить свой адреналин прямо здесь, на танцполе.
В решающем поединке в верхнем брейке, где оцениваются пластика и пантомима, главный судья фестиваля, лучший танцор России 2002 года, неоднократный победитель и призер международных турниров Ян Немоловский (Москва) присудил безоговорочную победу еще одному павлодарцу – Тумару Курекбаеву, танцующему в редком для Казахстана стиле «локинг».
- В принципе, определенных критериев судейства не существует – они субъективны, – признает Ян. – Мы смотрим на технику, зрелищность, артистизм и то, как это все складывается в общую картину.
- Я просто, наверное, правильно несу тот позитив, который заложен в брейк-дансе, – делится секретом успеха Тумар.
- Есть фирменные элементы?
- Да, есть. Когда я встаю на носки, и когда кидаю кепку – это мое. Вообще уже ходит легенда, что я с детства танцую – на самом деле я был «деревянный», и начал заниматься поздно, в 16 лет. Первое время комплексовал, стеснялся: комплекция у меня, скажем, не такая атлетическая, – и полгода просто сидел, ничего не делал. А потом встал, попробовал – оказывается, можно! Поэтому главное – желание, и делать все с душой.
- Ты всегда выходишь на сцену с улыбкой.
- Это и есть основа «локинга». Причем улыбка должна быть такая, как в детских мультиках.
- Переодевание – это тоже часть программы? (Между двумя своими выходами Тумар успел сменить футболку – прим. авт.)
- Нет, просто это моя любимая футболка. Видишь, что на ней написано? (Читаю: «I love KZ», что в переводе на русский звучит весьма патриотично: «Я люблю Казахстан» – прим. авт.) Поэтому хотел потанцевать именно в ней.

«МИР. ЕДИНСТВО. ВЕСЕЛЬЕ»

Несколько часов своего пребывания в Павлодаре Ян посвятил проведению мастер-класса для казахстанских би-боев. Причем вместо запланированных полутора часов обмен опытом длился целых три, и прервать его танцоров вынудил лишь обед.


- Я вообще на своих мастер-классах люблю больше говорить. Движения можно и так выучить, по видео. Какие-то я естественно покажу, но мне кажется, это не так первостепенно. Я своей целью ставлю дать би-боям осознать мой подход, который сформировался в процессе того, что я накопил за свою жизнь, за свои поездки.
Но начав с разговора о том, что такое для каждого би-боинг и получив в ответ варианты, начиная от «стиль жизни» и заканчивая «занятием для души» и «хобби», Ян все-таки перешел от слов к действиям, заставив участников фестиваля изрядно попотеть в попытках повторить все демонстрируемые элементы и выдержать 7-минутный джем. - Можно делать любые «фишки» и телодвижения, но главное – нужно любить хип-хоп, любить эту музыку, – определил Ян одну из заповедей би-боя. – А хип-хоп – это, в первую очередь, позитив. У него на постаменте есть один незыблемый постулат: «Peace. Unity. Having Fun», то есть «Мир. Единство. Веселье». Поэтому всегда должны присутствовать уважение и даже любовь к сопернику.
- Би-бою важно быть неожиданным, – сформулировал «мастер» еще один принцип. – Но в каждом движении должен проявляться характер и свой стиль, индивидуальность, чтобы люди, увидев только двигающийся силуэт, поняли, что это именно ты.
- Запомните «правило края»: первое и последнее запоминается лучше всего, –посвятил Ян присутствующих в тонкости психологии. – Соответственно все «фишки» нужно делать в самом начале и в самом конце. Это даст вам большое преимущество.
Помимо стратегии ведения баттлов би-боев интересовали техника выполнения элементов и их значение, построение тренировочного процесса, а также личные пристрастия Яна и его впечатления от выступлений на международных фестивалях.
- Скажем так, они просто делают другое и говорят на другом языке. Если я бьюсь с русским, я могу ему что-нибудь крикнуть и он может мне что-нибудь крикнуть. А то, что мне кричат немцы или французы, я просто не пойму. (Пауза). Шучу. В принципе, у каждой страны есть определенный стиль. Но я не могу сказать, что с кем-то биться сложнее. Разве что с американцами, но только в том плане, что ощущаешь напор, потому что они – американцы, и все. Хотя, честно говоря, где-то за рубежом я себя свободнее чувствую, больше могу раскрыться. Не знаю, почему.
На этом сюрпризы для участников фестиваля не закончились: в перерывах между соревнованиями их ждала насыщенная культурная программа. За два дня би-бои успели съездить на экскурсию по городу, посмотреть фильм в кинотеатре Ш.Айманова, потанцевать в ночных клубах «Кристалл» и «Карабас» и совершить прогулку на теплоходе по ночному Иртышу. А руководители городского отдела культуры и развития языков пообещали, что такой праздник брейк-данса отныне будет проходить в Павлодаре ежегодно.

Марина МАЗИНОВА
Фото автора

контакты | ссылки | о сайте | сотрудничество
Hosted by uCoz