НА ПОЗИТИВНОЙ ВОЛНЕ
Вы когда-нибудь пробовали сплести ноги «восьмеркой» и распутать
этот узел в то время как вес вашего тела держится на одной вытянутой
руке? Или исполнить «фуэтэ» стоя на голове? Участники I Межрегионального
фестиваля по брейк-дансу «ThreeStyle Battle – 2007», проходившего
в Павлодаре, делают эти акробатические па за считанные секунды.
Но за этой легкостью – дни, месяцы, годы упорных тренировок.
Представьте себе картину: встречаются на узкой улочке Южного
Бронкса (самый криминальный негритянский район в Нью-Йорке)
две молодежные банды и, вместо того, чтобы тут же «мочить» друг
друга велосипедными цепями и бейсбольными битами, бросают на
асфальт кусок картона, врубают на полную мощность переносной
магнитофон… и начинают выяснять отношения посредством «битвы»
в танце.
![](images/1f.jpg)
Именно в таком проявлении в 70-х годах прошлого века брейк-данс
вошел в массы. В конце июля нечто подобное можно было наблюдать
на сцене Городского дворца культуры. Впервые в нашем городе
при содействии отдела культуры и развития языков и творческого
центра «Инициатива» собрались более полусотни би-боев из Караганды,
Астаны, Уральска, Костаная, Кокшетау, Сарани, Рудного и Усть-Каменогорска,
чтобы на языке брейк-данса выявить сильнейшую команду, а также
лучших в индивидуальном первенстве и шоу-программе. Причем в
составе многих коллективов наряду с уже опытными танцорами выступали
еще совсем юные, начинающие.
- Я занимаюсь почти два года, – рассказывает самый молодой участник
фестиваля, 12-летний Темирлан из уральской команды «Master Dance».
– Можно считать, что меня привела мама.
-Какие элементы уже умеешь делать?
-Могу на голове крутиться, «свечку» – это когда на руке крутишься.
- Не страшно?
- Нет. Мне нравится, я хочу и буду дальше заниматься.
- А что нужно, чтобы научиться?
- Желание. Если есть желание, тогда все получится.
- До этого уже участвовал в подобных соревнованиях?
- Да, в этом году мы выезжали в Оренбург, в прошлом году были
в Шымкенте.
- Какие успехи?
- Успехи были неплохие. Занимали призовые места.
- А здесь на что рассчитываете?
- Не знаю. Но пока все дается легко.
Однако кажущаяся легкость довела западно-казахстанцев только
до финального этапа, победу в котором оформила сборная Караганды
и Астаны со скромным названием «Simple System». В финальной
схватке «симплеры» одолели хозяев площадки – «Jam Force Crew».
А выступление «Master Dance», по мнению публики, определявшей
лучшую шоу-программу, стало самым зрелищным.
Чуть меньше зрительских симпатий завоевала кокшетауская команда
«Веселые ребята». И пусть вас не смущает название, но именно
в ее составе на сцену вышли единственные на фестивале девушки,
причем их было сразу четыре.
- Нас обеих привели подруги, – чуть ли не в один голос говорят
Римма и Акмарал. – Тренер заметил, сказал, что у нас есть талант,
и вот – уже 4 года занимаемся.
- Парни не обижают?
- Нет. Мы сами можем их обидеть (смеются). А вообще мы с ними
дружим, они для нас как братья.
- Есть какие-то элементы, которые вы не можете выполнить?
- Да, конечно, бывает такое. Но мы стараемся.
- Что для вас в брейке самое сложное?
- Мы делаем то, что у нас получается. Сложные элементы, конечно,
тоже пробуем – стараемся совершенствоваться.
- Нет желания отделиться и создать чисто женскую команду?
- У нас была женская команда, но она распалась и мы решили объединиться
с мальчиками.
- Вы выступаете только в шоу-программе. Почему?
- Просто не было женских команд, с которыми можно было баттловаться.
А индивидуально мы пока не готовы выступать наравне с мальчишками.
Потренируемся еще годик, приедем и порвем всех!
А пока, в отсутствие грозных «flygirls» из Кокшетау лидерство
в индивидуальных соревнованиях захватили павлодарцы. В квартет
полуфиналистов в нижнем брейке, основанном на силовых акробатических
элементах, вошли сразу двое представителей нашего города Антон
Богунов и Жангир Айтжанов. Последний в итоге и был признан лучшим
би-боем.
- Здесь уже образовалась своя тусовка, и каждый знает, кто на
что способен, – оценивает ситуацию перед полуфиналом Антон.
– Мне даже в соперники попались мои ученики. Но я, честное слово,
не ожидаю ничего и танцую просто для себя, хотя, конечно, целью
является первое место. Такие фестивали проводятся для того,
чтобы каждый повышал свой уровень: сидя дома это не получится.
А вообще брейк-данс – это не спорт. Его суть в том, что нужно
все элементы, в том числе и силовые, делать под музыку. И делать
так, чтобы это было красиво и нравилось людям.
- При этом музыка звучит незнакомая.
- Да. Я стараюсь не сочинять какие-то заготовки, а полностью
импровизировать – так намного интереснее.
- Но в то же время каждый элемент имеет свое значение.
- Самое первое – это выход, «uprock». Мы как бы говорим: «Вот
он я, принимай меня». Дальше могут быть элементы, отображающие
драку. Почему это называется баттлом, то есть битвой? В свое
время американцы заменили кулачные бои на танцорские, и это
дошло до нас. Теперь не надо драться на улице – можно выяснить
отношения и выбросить свой адреналин прямо здесь, на танцполе.
В решающем поединке в верхнем брейке, где оцениваются пластика
и пантомима, главный судья фестиваля, лучший танцор России 2002
года, неоднократный победитель и призер международных турниров
Ян Немоловский (Москва) присудил безоговорочную победу еще одному
павлодарцу – Тумару Курекбаеву, танцующему в редком для Казахстана
стиле «локинг».
- В принципе, определенных критериев судейства не существует
– они субъективны, – признает Ян. – Мы смотрим на технику, зрелищность,
артистизм и то, как это все складывается в общую картину.
- Я просто, наверное, правильно несу тот позитив, который заложен
в брейк-дансе, – делится секретом успеха Тумар.
- Есть фирменные элементы?
- Да, есть. Когда я встаю на носки, и когда кидаю кепку – это
мое. Вообще уже ходит легенда, что я с детства танцую – на самом
деле я был «деревянный», и начал заниматься поздно, в 16 лет.
Первое время комплексовал, стеснялся: комплекция у меня, скажем,
не такая атлетическая, – и полгода просто сидел, ничего не делал.
А потом встал, попробовал – оказывается, можно! Поэтому главное
– желание, и делать все с душой.
- Ты всегда выходишь на сцену с улыбкой.
- Это и есть основа «локинга». Причем улыбка должна быть такая,
как в детских мультиках.
- Переодевание – это тоже часть программы? (Между двумя
своими выходами Тумар успел сменить футболку – прим. авт.)
- Нет, просто это моя любимая футболка. Видишь, что на ней написано?
(Читаю: «I love KZ», что в переводе на русский звучит весьма
патриотично: «Я люблю Казахстан» – прим. авт.) Поэтому хотел
потанцевать именно в ней.
«МИР. ЕДИНСТВО. ВЕСЕЛЬЕ»
Несколько часов своего пребывания в Павлодаре Ян посвятил проведению
мастер-класса для казахстанских би-боев. Причем вместо запланированных
полутора часов обмен опытом длился целых три, и прервать его
танцоров вынудил лишь обед.
![](images/2f.jpg)
- Я вообще на своих мастер-классах люблю больше говорить. Движения
можно и так выучить, по видео. Какие-то я естественно покажу,
но мне кажется, это не так первостепенно. Я своей целью ставлю
дать би-боям осознать мой подход, который сформировался в процессе
того, что я накопил за свою жизнь, за свои поездки.
Но начав с разговора о том, что такое для каждого би-боинг и
получив в ответ варианты, начиная от «стиль жизни» и заканчивая
«занятием для души» и «хобби», Ян все-таки перешел от слов к
действиям, заставив участников фестиваля изрядно попотеть в
попытках повторить все демонстрируемые элементы и выдержать
7-минутный джем. - Можно делать любые «фишки» и телодвижения,
но главное – нужно любить хип-хоп, любить эту музыку, – определил
Ян одну из заповедей би-боя. – А хип-хоп – это, в первую очередь,
позитив. У него на постаменте есть один незыблемый постулат:
«Peace. Unity. Having Fun», то есть «Мир. Единство. Веселье».
Поэтому всегда должны присутствовать уважение и даже любовь
к сопернику.
- Би-бою важно быть неожиданным, – сформулировал «мастер» еще
один принцип. – Но в каждом движении должен проявляться характер
и свой стиль, индивидуальность, чтобы люди, увидев только двигающийся
силуэт, поняли, что это именно ты.
- Запомните «правило края»: первое и последнее запоминается
лучше всего, –посвятил Ян присутствующих в тонкости психологии.
– Соответственно все «фишки» нужно делать в самом начале и в
самом конце. Это даст вам большое преимущество.
Помимо стратегии ведения баттлов би-боев интересовали техника
выполнения элементов и их значение, построение тренировочного
процесса, а также личные пристрастия Яна и его впечатления от
выступлений на международных фестивалях.
- Скажем так, они просто делают другое и говорят на другом языке.
Если я бьюсь с русским, я могу ему что-нибудь крикнуть и он
может мне что-нибудь крикнуть. А то, что мне кричат немцы или
французы, я просто не пойму. (Пауза). Шучу. В принципе, у каждой
страны есть определенный стиль. Но я не могу сказать, что с
кем-то биться сложнее. Разве что с американцами, но только в
том плане, что ощущаешь напор, потому что они – американцы,
и все. Хотя, честно говоря, где-то за рубежом я себя свободнее
чувствую, больше могу раскрыться. Не знаю, почему.
На этом сюрпризы для участников фестиваля не закончились: в
перерывах между соревнованиями их ждала насыщенная культурная
программа. За два дня би-бои успели съездить на экскурсию по
городу, посмотреть фильм в кинотеатре Ш.Айманова, потанцевать
в ночных клубах «Кристалл» и «Карабас» и совершить прогулку
на теплоходе по ночному Иртышу. А руководители городского отдела
культуры и развития языков пообещали, что такой праздник брейк-данса
отныне будет проходить в Павлодаре ежегодно.
Марина МАЗИНОВА
Фото автора
|